55a97be9

Шалин Анатолий - Музейная Редкость



АНАТОЛИЙ ШАЛИН
МУЗЕЙНАЯ РЕДКОСТЬ
Огромное розовое здание с колоннами у входа. Построено,
видимо, еще в начале XXI века, в так называемом псевдоста-
ринном стиле. Сотня этажей вверх, километры в длину.
Высокие зеркальные окна с ажурными рамами. Надпись с уг-
ла: "улица Героев Первой Звездной экспедиции, дом 7".
Кажется, здесь, - подумал Риль, подходя к почерневшей от
времени двери и поворачивая ручку.
На мгновение внимание его привлекла небольшая медная таб-
личка рядом с дверью: "Музей..." Разбирать надпись дальше
Риль не стал и очутился в сумрачном, устланном коврами вес-
тибюле.
Вдоль стен стояли гигантские вазы из зеленого камня и
мраморный бюст бородатого старца, высеченный из камня, оче-
видно, еще во времена Римской Империи.
Риль оставил свой плащ и шляпу в совершенно пустом гарде-
робе, по широким ступеням поднялся в коридор первого этажа и
сразу понял, что попал в картинную галерею.
Прямо со стены смотрел на него злым презрительным взгля-
дом бородатый испанец в латах. Риль оцепенел- по манере
портрет был выполнен в стиле Эль Греко, и выполнен гениаль-
но. Поразило другое: Риль никогда и нигде не встречал упоми-
наний об этой работе старого мастера. Подделка? Подражание?
Между тем надпись под рамкой убеждала: Эль Греко, Портрет
дона Альвинелло, маршала, написан художником в 1607 году,
уничтожен владельцем в припадке безумия в 1625 году.
Последние слова надписи были особенно непонятны.
Пытаясь разгадать их смысл, Риль обратился к другим ви-
севшим рядом картинам. Среди них были работы Веласкеса, Му-
рильо, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Веронезе, Рафаэля,
Перуджино и сотни полотен совершенно неизвестных Рилю имен
испанских и итальянских 155 живописцев. Ни одна из представ-
ленных картин не встречалась Рилю ранее. Правда, некоторые
из них были набросками, черновиками, этюдами и более-менее
неудачными решениями всемирно известных полотен.
Однако Риль готов был поклясться, что ни один из этих
набросков и этюдов не только не известен искусствоведам, но
и не должен существовать в природе. И словно в подтверждение
его мыслей под каждой работой красовались надписи: "Погибла
во время пожара в 1565 году... Погибла во время землетрясе-
ния в Лиссабоне... Уничтожена солдатами... Разрушено... По-
гибло в результате кораблекрушения... Утеряно... Утрачено...
Уничтожено мастером... Сожжено инквизицией..."
Перед Рилем начиналась какая-то немыслимая мистификация.
Он обошел множество комнат и залов первого и второго эта-
жей.
Средневековье, ренессанс, античность - Древняя Греция,
Древний Рим, Древний Египет. Фрески на аккуратно вырезанных
кусках стен, статуи, барельефы, надгробные плиты, обелиски,
ювелирные украшения, кубки, бокалы, вазы...
Все, что он видел, было когда-то утрачено человечеством в
бесконечном потоке времени - было сожжено, переплавлено,
разбито.
И тем не менее все эти чудеса человеческой мысли и рук,
когда-то уничтоженные людьми и стихиями, теперь сияли перед
ним в своем изначальном великолепии.
Перед каждым экспонатом музея была табличка с именем ху-
дожника, датой изготовления и гибели предмета.
И что совсем уж было непонятно и что вступало в явное
противоречие с надписями, это безусловная подлинность каждо-
го полотна, каждой скульптуры, каждого изделия. Все содержи-
мое загадочного музея буквально источало аромат старины и
уносило воображение в давно прошедшие времена.
Позабыв о времени, завороженный, Риль бродил от картины к
картине, из одного зала в другой.




Содержание раздела